Bremsflussigkeit sl6 dot 4
DОТ, да не тот!
DОТ, да не тот!
ЧЕМ ОПАСНЫ ПУЗЫРЬКИ
Сегодня тормозные системы легковых авто работают, используя универсальное свойство любых жидкостей — несжимаемость. В этом смысле вода была бы не худшей заменой «тормозухи» с непонятными, казалось бы, индексами — DOT 3, 4 или даже 5. Но есть у «аш-два-о» два недостатка: зимой она замерзает, а при нагреве всего до 100°С закипает, превращаясь в пар, который занимает большой объем, так что хода педали уже не хватает. Ныне тормозные жидкости с температурой кипения ниже 205°С практически не применяются. Типичным стало значение 230°, но реально оно или только напечатано на этикетке? Проверим!
А ЕСЛИ ЗАМОРОЗИТЬ?
В отличие от воды, тормозные жидкости практически не замерзают, однако на холоде густеют. Казалось бы, какая разница — ведь давление передает любая жидкость? Проведем эксперимент. Наберем в шприц воду и выгоним ее через иглу нажатием на поршень. Процесс не займет много времени. А теперь повторим то же с моторным маслом. Чтобы продавить масло через иглу, приходится чуть не ломать пластиковый поршень! То же самое происходит и в трубопроводах тормозной системы. Если жидкость слишком загустеет, быстродействие тормозов заметно снизится. А потому в нормах FM VSS 116 указано предельное значение вязкости при —40°С: не более 1800 мм2/с.
Есть и минимальное значение вязкости при 100°С: не менее 1,5 мм2/с, иначе возможны протечки.
ГОСТа НА ВАС НЕТ!
Как ни странно, но для столь ответственной жидкости ГОСТ так и не придумали! Есть технические условия (ТУ), составленные каждым производителем для себя, хоть и с оглядкой на международные нормы. В основном — на американский Закон о мерах безопасности FM VSS № 116, откуда и пошли DOT (Department of Transportation — Минтранс, по-нашему) с разными номерами. Мы также руководствовались этим законом.
Тормозная жидкость не должна: слишком загустевать на лютом (-40°С) морозе, становиться чересчур жидкой при разогреве, вызывать коррозию деталей тормозной системы из чугуна, стали, алюминия, меди, заставлять набухать или скукоживаться резиновые манжеты. Самое простое испытание — измерение температуры кипения, сложнее оценить вязкость, дольше всего проверять коррозионную активность: приходится ждать 120 часов, пока нагретая до 100°С жидкость не оставит следов на металлических пластинках.
В таблице вы увидите еще и показатель активности ионов водорода pH. Чем меньше он изменится в процессе контакта с металлами, тем жидкость стабильнее и, следовательно, долговечнее.
Нельзя не упомянуть коварное свойство тормозных жидкостей на основе полигликолей: они гигроскопичны, то есть впитывают влагу из воздуха, понижая температуру кипения. Если, например, при долгой эксплуатации жидкость DOT 4 наберет 3,5% влаги, то начнет кипеть уже при 155°С вместо исходных 230°С! А потому запас по градусам никогда не повредит.
Все 16 образцов осадка при замораживании до —50°С не дали — и это прекрасно. Но три из них тем не менее испытания холодом не вынесли! При —40°С жидкости Luxoil, Liqui Moly и… наша РосDOT 4 стали слишком вязкими, не уложившись в требования. Думаете, просто игнорируют американский закон? Но и согласно евростандарту ISO 4925 вязкость должна быть точно такой же… Так что осадок после теста у нас все же остался.
Выбирая лучших, мы расставили претендентов в соответствии с занятыми местами — от шестнадцатого до первого. Нужна тормозная жидкость? Берите журнал и в магазин. Не ошибетесь! Цифры — в таблице, наше мнение — в подписях.
Liqui Moly Bremsflu..ssigkeit DOT 4
Liqui Moly GmbH, Германия
Ориентировочная цена за 1 л — 230 руб.
Вот это сюрприз! Такой именитый производитель и такой прокол: вязкость на морозе много выше допустимой. Наверное, для немцев сибирские морозы не актуальны. Но стандарты нужно уважать!
+ Авось, не даст течи зимой.
На морозе тормозить будет трудно.
Luxoil Brake Fluid DOT-4
ЗАО «Делфин индастри», Москва
Ориентировочная цена за 1 л — 140 руб.
Тут и запаса по температуре практически нет, и вязкость на морозе заметно вышла за пределы допустимого — быстродействие тормозов зимой упадет, и вы это почувствуете. Лишь бы не слишком поздно!
+ Зимой тоже не потечет.
Чуть наберет влаги и провалит температуру кипения.
ООО «ТЦ „Тосол-Синтез“, Дзержинск
Ориентировочная цена за 1 л — 110 руб.
Перечислять соответствия требованиям фирм не хватит места! Подвели магические слова «Технология сложного синтеза» — по вязкости на —40°С в стандарт не уложились.
+ Запас по температуре кипения.
Слегка густовата на морозе, но вряд ли вы это почувствуете.
Agip Brake Fluid DOT 4
Ориентировочная цена за 1 л — 240 руб.
Еще пара градусов, и пришлось бы записывать в аутсайдеры. Есть опасение, что при небольшом наборе влаги температура будет снижаться ниже допустимого предела.
+ Соответствует, хотя и без запаса, нормативам.
Высокая цена при низкой температуре кипения.
ООО «ТЦ „Тосол-Синтез“, Дзержинск
Ориентировочная цена за 1 л — 80 руб.
Не путайте с «Томью»! При указанной температуре кипения 230°С «Томъ» показал 233°С. Но почему-то сказано, что параметры соответствуют DOT3. Тогда при чем четверка и указание на полную совместимость с жидкостями DOT4?
Маловат запас по температуре.
Avalanche Euro DOT 4
ОАО «Сибурнефтехим», з-д «Капролактам»
Ориентировочная цена за 1 л — 90 руб.
Зачем указали и не достигли 260°С? Видно, считают, что покупатель не будет проводить эксперимент на кухне с чайником и термометром. Запас в 6 градусов, пожалуй, маловат.
Повышенная (но в пределах нормы) агрессивность к чугуну.
Sintec Euro DOT4
ООО «Обнинскоргсинтез», Россия
Ориентировочная цена за 1 л — 85 руб.
Ну, до заявленных «не менее 260°С» ей далеко, но, с другой стороны, все параметры в норме, а цена. Да это — просто даром!
Не соответствует завышенной температуре кипения.
ООО «ХАДО», Украина
Ориентировочная цена за 1 л — 250 руб.
Какая эффектная упаковка! Указано, что жидкость защищает от образования заусенцев, работает 2,5 года или 125 000 км, оставаясь несжимаемой (интересно, а какая жидкость сжимается?).
Motul Brake Fluid DOT 4
Ориентировочная цена за 1 л — 360 руб.
Запас в 22 градуса неплох, но, как видим, есть и побольше, притом за цену куда меньшую. Так что упрекнем лишь за худшее соотношение цена/качество, с самим же качеством все в порядке.
+ Весьма высокая температура кипения.
Не менее высокая цена.
ВР Brake Fluid DOT 4
Deutsche BP AG, Германия
Ориентировочная цена за 1 л — 320 руб.
На упаковке все скромно, может быть, даже слишком. Результат 256°С намного превосходит требования к жидкостям этого класса. И все остальные показатели выдержаны с большим запасом.
+ Очень хороший запас по всем показателям.
Valvoline Brake & Clutch Fluid DOT 3 & 4
Ashland Inc., Голландия
Ориентировочная цена за 1 л — 180 руб.
С заявленной температурой немного погорячились — до объявленных 260° не хватило трех градусов. Но объективно — параметры прекрасные.
+ Очень большой запас по температуре кипения и вязкости.
Недобор заявленных градусов.
BITA Trading GmbH, Германия
Ориентировочная цена за 1 л — 190 руб.
Про температуру кипения ничего не сказано — зачем, раз есть указание на класс DOT4. Зато рекомендованы для БМВ, «Фольксвагена», GM, «Ниссана» и «Крайслера». Все показатели отличные.
+ Прекрасные показатели при относительно умеренной цене.
Nordix Капрос-ДОТ DOT-4
ОАО «Сибурнефтехим», Россия
Ориентировочная цена за 1 л — 120 руб.
Вот тут все честно: превышает требования DOT4? Превышает, и прилично. Продукт попал на четвертое место из-за чуть большей низкотемпературной вязкости и агрессивности к меди.
+ Демократичная цена при отличных параметрах.
Чуть повышенная агрессивность к меди (в пределах нормы).
ООО «ТЦ „Тосол-Синтез“, Дзержинск
Ориентировочная цена за 1 л — 120 руб.
Все прекрасно, но зачем было указывать +270°С — чтобы намекнуть на превышение требований DOT5? Так ведь не дотянули до них одного градуса, а до обещанных — и все 11.
+ Низкая цена, отличные параметры.
Недобор заявленных градусов.
Mobil Brake Fluid DOT 4
ExxonMobil Lubricants & Specialties Europe
Ориентировочная цена за 1 л — 240 руб.
Честно говоря, было трудно решить, кому отдать первое, а кому второе места: разница в температуре кипения всего один градус, зато Mobil обладает лучшими вязкостными параметрами.
+ Температура кипения на уровне требований DOT 5.
Больше остальных «ест» латунь (но в пределах нормы).
Step Up Brake Fluid DOT 4
Step Up Brands, USA
Ориентировочная цена за 1 л — 390 руб.
При указанной на упаковке температуре кипения 232°С (грамотно, зачем обещать лишнее) показала 261°С. И все остальные показатели выдержаны с большим запасом. Молодцы!
+ Чемпион по температуре кипения, почти выполняет все нормативы DOT 5.